Кто такая патрисия лумумба. Патрис Лумумба: биография, деятельность, семья и личная жизнь. «История нас рассудит»

Имя Патриса Лумумбы известно многим. Это был самый знаменитый борец за независимость Конго. Он выступал против угнетения своего народа и выкачивания европейцами ресурсов из страны, но был жестоко убит. Уроженец страны, которая занимает лидирующее место по добыче алмазов и ценных металлов, стал жертвой жадности европейских капиталистов.

История Конго

Чтобы разобраться в истории Патриса Лумумбы, нужно понимать обстановку, которая сформировалась в Конго к 1960-м годам. К концу XIX века на этой территории существовало Свободное государство Конго. Название звучит как злая насмешка, учитывая, что это образование было, по сути, личным владением короля Бельгии Леопольда II.

Августейший монарх не стесняясь выкачивал из страны ресурсы, особенно каучук, насильно загоняя на работы местных жителей. Те гибли сотнями тысяч, а несогласным рубили руки. За годы его «хозяйствования» население страны уменьшилось вдвое. Когда Леопольда утомил геноцид, король Бельгии решил продать свою «фазенду» своему же государству. Произошло это в 1908 году, и колония получила название Бельгийское Конго.

Смена власти не сильно изменила ситуацию: из страны продолжали выкачивать ресурсы, в особенности алмазы и медь, а аборигены оставались в позиции максимум прислужников белых колонизаторов. Всё это не могло не способствовать зарождению движения за независимость среди местных.

Молодость Лумумбы

Патрис Лумумба происходил из воинственной народности батетела – ещё в 1895-м и 1908-м они устроили кровавые восстания против своих угнетателей. Датой рождения будущего премьер-министра называют 2 июля 1925 года. Его родители приняли католическую веру, а сам Лумумба учился в католической миссионерской школе. Мальчик обладал способностями и окончил её с отличием. Тогда же он познакомился с трудами Вольтера, Руссо у которых почерпнул идеи вольнодумства.

На тот момент Патрис ещё не был пропитан радикальными протестными мыслями. Он начал трудовую деятельность, торгуя пивом, а потом устроился клерком на почту. В 1951 году женился, а ещё через четыре года стал главой региональной сети католических церквей Стенливиля и вступил в Бельгийскую либеральную партию, где, пользуясь своим знанием языков, переводил и распространял партийную пропаганду.

Успех сопутствовал ему, и в 1956 году Лумумба даже смог съездить в Бельгию по партийной линии: в те дни он поддерживает линию Брюсселя и размышляет о независимости Конго только в ключе добровольных реформ колонизаторов сверху, ему прочат должность в бельгийском министерстве колоний. Но фортуна изменчива: через некоторое время Патриса заподозрили и обвинили в хищении из почтового отделения суммы около двух тысяч долларов и приговорили к тюремному сроку.

Расцвет партийной деятельности

Заключение не проходит для Лумумбы бесследно. В тюрьме его взгляды становятся радикальными, и после освобождения он возглавляет партию с левым уклоном –Национальное движение Конго. И на первых же выборах в стране они получают больше четверти мест в местном парламенте, а в 1960 году Патрис становится премьер-министром. В стране начинают продвигать политику экономической самостоятельности и контроля над добываемыми ресурсами.

Брюссель понимает, что движение за независимость рано или поздно заставит европейцев уйти, но не собирается легко расставаться со столь прибыльной колонией, к тому же бельгийцев пугает левая направленность политики Лумумбы. Европейцы пытаются сформировать легко управляемое марионеточное правительство во главе с Моизом Капенда Чомбе, которое будет продолжать действовать в интересах метрополии.

Поворотной точкой становится визит бельгийского короля Бодуэна I в Конго в 1960 году. Лумумба не сдерживает эмоций, поэтому прямо на выступлении нарушает протокол и выдает пламенную речь о том, что его государство все прошедшие годы было жертвой угнетения и больше не будет подчиняться Бельгии. Своё выступление он заканчивает фразой «Мы больше не ваши обезьяны».

Убийство

Такое выступление не могло остаться без ответа, и уже вскоре в стране вспыхивает бунт военных, выступивших на стороне Патриса. Местный олигарх Моиз Чомбе становится ставленником западных держав. Он укрывается в одной из самых богатых провинций государства – Катанга, которую объявляет суверенным государством. В Конго высаживается бельгийский военный контингент, который начинает уничтожать военных, выступивших на стороне Лумумбы.

На заседании ООН последний просит ввести в страну миротворческие войска для предотвращения гражданской войны и распада государства. Эта просьба была удовлетворена, однако прибывшие силы внезапно встают на сторону повстанцев.
Советский Союз, который симпатизировал Лумумбе, откликнулся на его просьбы о помощи и направил в Конго 10 грузовых самолётов Министерства обороны СССР с военными советниками.

После этого события начинают развиваться чрезвычайно быстро: президент Чомбе отстраняет Патриса с поста премьер-министра, после чего местный парламент аннулирует это решение, но солдаты ООН блокируют им средства связи, и вскоре Лумумбу арестовывают.

Через некоторое время его с единомышленниками тайно вывозят на самолёте в Катангу, где пытают и расстреливают. Занимавшиеся этим агенты ЦРУ вспоминают, что через несколько суток они откопали труп, расчленили, а останки залили концентрированной серной кислотой и после сожгли.

«Лумумба был слишком опасен и начал сотрудничать с СССР, – вспоминает агент бельгийской службы безопасности Луис Мольер, – он действовал непонятными для нас методами, поэтому должен был быть устранён. О его смерти было объявлено только через 3 дня, и мы выдали версию, что его растерзали крестьяне одного из местных племён».

В России сотрудничество с Лумумбой не прошло бесследно: Российский университет дружбы народов больше 30 лет, с 1961-го по 1992-й год, носил его имя.


Был такой африканский деятель - Патрис Лумумба. В Москве его именем был назван целый университет (Российский Университет Дружбы Народов им. Патриса Лумумбы). Но если спросить наугад любого прохожего, в ответ услышишь «какой-то африканский деятель». Те, кто постарше вспомнят что он «был зверски замучен по указу политической марионетки империализма Чомбе», но даже они с трудом вспомнят страну, где эти события происходили. Настала пора оглянуться назад и глазами, свободными от туманов коммунистической пропаганды и западной политкорректности, посмотреть, кем же был на самом деле Патрис Лумумба.

Необходимое предисловие. Феномен африканских конфликтов опирается на одну вещь, которую в т.н. «цивилизованном» мире упорно пытаются игнорировать. Это - трайбализм, иначе говоря, система взглядов и жизненного уклада при котором на первое место ставятся интересы своего племени. В сочетании с тем фактором, что в Африке человеческая жизнь всегда ценилась дешевле гнилого банана, это приводило к понятным результатам. Во второй половине ХХ века европейцы пытались измерить политические процессы, происходящие в независимой Африке, неким общим ооновским аршином, условно говоря «демократическим вектором». И мало кто хотел прислушиваться к голосам умных людей, твердивших, что конфликт, допустим, между тем же Лумумбой, Чомбе и Мобуту объясняется не столько их политическими взглядами, сколько принадлежностью к различным племенам, а дикие даже с точки зрения африканцев выходки президента Уганды Иди Амина - не что иное как ритуалы его жестокого племени каква. Трайбализм сказал свое слово в событиях в Родезии и представляет собой угрозу, которую пока не хотят замечать, будущности ЮАР.

Этим и объясняется часть расклада в битве за Конго: Патрис Лумумба был уроженцем маленького и слабого племени батетела. Его политические соперники - президент Жозеф Касавубу (из племени баконго) и Моис Чомбе (из племени лунда) принадлежали к сильным племенам (т.н. нгбенди) и происходили из зажиточных семей, а Чомбе к тому же из знатного рода. Лумумба же, не имевший финансовой и общинной поддержки, прибег к обычной левой демагогии: призывал к «единому Конго», упирал на «общеконголезские» принципы.

Патрис Лумумба родился в 1925 году, в бедной (если не сказать нищей) крестьянской семье. Грамоте и французскому языку подростка Лумумбу выучили белые миссионеры (позже он отплатил им сполна, призвав убивать белых проповедников). Образованных людей в колониальном Конго было крайне мало, и бельгийцы поощряли такое появление нацкадров. Лумумба принадлежал к тоненькой прослойке культурных конголезцев, писал стихи и очерки. В знак оценки его талантов и с прицелом на грядущее ему дали бельгийское гражданство и предоставили работу на почте. Тогда же он пробует себя на политическом поприще - в 1955 году он стал президентом небольшого конголезского профсоюза государственных служащих. В 1956 бельгийское министерство по делам колоний пригласило его, в числе других избранных, на специальную экскурсию по Бельгии. Уже в это время Бельгия без особой огласки начала готовить программу передачи власти "национальным кадрам". Министр по делам колоний Бисере собирался предложить Лумумбе - первому конголезцу - работу у себя в министерстве, по тем временам шаг неслыханный и дававший Лумумбе фантастические возможности для карьеры в метрополии.

Но тут случилось то, что разрушило все дальнейшие планы. Вернувшись из Бельгии, Лумумба был арестован, судим и получил два года тюрьмы. Согласно каноническим жизнеописаниям «на самом деле он уже тогда представлял угрозу для бельгийских властей, и, убоявшись его влияния, по сфабрикованному обвинению его бросили в тюрьму». В реальности всё обстояло куда проще - Лумумба попался на том, что воровал деньги на почте. То есть налицо был чистая криминал, а политикой там и не пахло. Естественно, из бельгийской «национальной номенклатуры» он вылетел с треском, такие кадры оказались не нужны даже бельгийцам.

Лумумба поступил в духе всех национал-революционеров - он объявил колониальные власти душителями и узурпаторами. Что, впрочем, неудивительно, ведь его так хорошо начинавшаяся карьера была сломана напрочь, за что он крепко обиделся на белых. Мысль о том, что есть такая вещь как законы, которые желательно соблюдать, не говоря уж о том, что воровать нехорошо, ему видимо в голову не приходила - ведь это пара пустяков ли истинным революционерам. В тюрьме он отсидел всего ничего - 6 месяцев, потом его выпустили. Выйдя на свободу крепким врагом всех белых, Лумумба решил разыграть национальную карту, увидя в этом способ пробиться наверх. Он основал собственную партию левого толка (Национальное движение Конго), а в 1958 году поехал делегатом на африканскую конференцию в Аккру, где правитель Ганы - людоед Кваме Нкрума, яростный марксист - собрал теплую компанию воинствующих черных националистов. Лумумба вписался в это общество с первого захода и стал среди них своим.

В 1959 году правительство Бельгии обнародовало программу постепенного - в течение 5 лет - перехода Конго к независимости. Начать решили с проведения демократических выборов. Естественно, радикальные националисты во главе с Лумумбой начали вопить во весь голос, будто цель выборов - навязать народу «марионеток колониализма», а не удовлетворившись этим, стали силой срывать выборы. Бельгийские власти тоже ответили силой, в результате чего в стране начались первые столкновения, и появились жертвы. Лумумба опять попал в тюрьму, но уже как политический заключенный.

Большего подарка бельгийцы дать националистам не могли - он немедля стал народным героем, а его партия сообразила, что на выборы имеет смысл идти, и оказалась права: у себя в Стэнливилле она одержала блестящую победу, получив 90% голосов. Бельгия к этому времени поняла, что ее постепенный план будет сорван, и независимость придется давать прямо сейчас, не дожидаясь сползания страны в хаос. Было сформировано правительство из конголезцев. Президентом стал умеренный местный политик Жозеф Касавубу. Премьером пришлось назначить неистового Лумумбу. В июне 1960 года бельгийский король Бодуэн приехал в Конго на торжества в честь освобождения.

Однако мало кто знал, что накануне провозглашения независимости Конго соцстраны активно искали там политических деятелей, настроенных против Запада вообще и Америки в частности, правда денег на антизападную деятельность давали мало и неохотно. Финансирование и связь осуществлялась через компартию Бельгии (а та, понятно получала инструкции прямиком со Старой площади).

В итоге они вышли на Лумумбу, одобрили как проводника своего влияния и даже раскошелились. Все бы было ничего, втихаря все денежки сосали из иностранных "пожертвований", но тут наружу всплыл слишком уж интересный факт - появились свидетельства, что бельгийские коммунисты (а, скорее всего, СССР) послали ему чек на 10 миллионов бельгийских франков. На эти деньги Лумумба якобы хотел купить 24 чешских машины "Шкода" для своей партии, но потом побоялся обналичить чек. Лумумба тут же обвинил разоблачителя в клевете. (Позже, став премьер-министром, он получил кое-что посолиднее, а с разоблачителем, естественно, расправился). Тяготение Лумумбы к коммунистическому блоку секретом, в общем, не являлось, но, так лихо тянуть деньги от красных - местные этого не одобряли, а Лумумбе приходилось учитывать настроения, как-никак, он, прежде всего, был африканским националистом, использовавшим соперничество Запада и "соцлагеря" в своих интересах.

Леопольдвиль спешно переименовали в Киншасу, город забурлил, в ожидании передачи власти, но все было пристойно. Король Бодуэн выступил с краткой речью, в которой он заверил Конго, что Бельгия всегда будет готова придти ему на помощь. Потом выступил новый президент Касавубу. Он расценил решение Бельгии уйти из Конго как проявление мудрости, и просил у Бога благословения для новой страны. Теперь, сказал он, надо работать, следуя за естественным ритмом жизни. Использовать на благо Конго все хорошее, что принесли 80 лет "контакта с Западом" - западную культуру, законодательство и язык. Он выразил уверенность, что контакты с христианской цивилизацией "обновят древнюю кровь" 14-миллионного конголезского народа. Призвал этот разноплеменный народ к единству, проводником которого должна стать культура (хотя, надо думать, сам верил в это слабо).

После этой спокойной и мирной речи на трибуне возник пылающий гневом Лумумба. Независимость, сказал он, объявлена «по соглашению с Бельгией - дружественной страной, с которой мы стоим на абсолютно равной ноге», но не будем забывать, что «80 лет колониального режима нанесли нам незаживающие раны. Нас ввергли в рабство, эксплуатировали, били, презирали и оскорбляли. Независимость добыта в борьбе» . Дальше пошел стандартный набор стандартной коммуннистическо-националистической демагогии: слова "борьба", "кровь", "огонь", "слезы" и "муки" повторялись почти в каждой фразе. Контакты с западной цивилизацией Лумумба предложил в своем варианте: иностранцы должны "хорошо себя вести", иначе их изгонят из Конго "по закону".

Речь дышала такой ненавистью, что даже некоторые единомышленники Лумумбы были ошеломлены. Бельгийцы же были в ужасе и изумлении, что в премьеры выбрали такого человека. Умеренных конголезских политиков тоже стала пугать одержимость Лумумбы "антиимпериалистической борьбой" в ее самом примитивном варианте: полное неприятие Запада, назначение на ключевые посты, особенно в армии и полиции, невежественных "негритянских братьев", стремление к неограниченной власти.

Подстрекательская демагогия премьера тут же принесла свои вполне предсказуемые плоды. Чернокожая солдатня, почувствовав «волюшку», самостийно отменила всякую дисциплину. Бельгийцы допустили крупную ошибку - они не подготовили конголезские офицерские кадры. Белых же офицеров солдаты Лумумбы уже не признавали в принципе.

4 июля бельгийский генерал Янсенс за какой-то проступок лично разжаловал чернокожего сержанта. Когда послышался ропот, Янсенс взял мел и написал на доске «До независимости = После независимости». Этим он хотел сказать, что дисциплина остается дисциплиной при любом режиме. Но «революционные» солдаты пожелали истолковать это по-своему: ах, бельгийцы не признают независимости? Ну так мы вам сейчас устроим! Вспыхнул жестокий бунт, над офицерами начались издевательства и побои, а вскоре стали нападать вообще на всех белых.

Генерал Янсенс подал Лумумбе рапорт: «Имею честь почтительно привлечь Ваше внимание к вопросу о настроениях в армии. Официально заявляю, что если и впредь будут применяться неразумные методы, не совместимые с военной дисциплиной, мы навлечем на себя несчастье» . Генерал был нормальным честным солдатом и не побоялся написать, что заявление премьер-министра в день независимости «ошеломило» армию, а последовавшее за этим обращение Ниембо, близкого Лумумбе министра безопасности, «подрывает все устои порядка».

За это Янсенс был отстранен от командования и выслан из страны. Мятеж уже полыхал вовсю. 10 июля черный солдат убил шестерых белых, ехавших в машине, просто так, скуки ради. Инцидент получил освещение, и началось... Белых женщин насиловали, на глазах у их детей, мужьям везло - их убивали раньше. Появились случаи людоедства. Бельгийцев охватила паника. 20 тысяч человек в спешке бежало в Родезию, бросив всё...

Руководитель партии "Конакат" Моис Чомбе попробовал образумить Лумумбу. Тот его даже не принял. Тогда терпение Чомбе лопнуло (он и раньше не питал любви к Лумумбе, считая его опасным радикалом, к тому же «шелудивой собакой батетела»). Сказав, что Лумумба об этом ещё пожалеет, Чомбе уехал в провинцию Катанга и 11 июля объявил, что она отделяется от Конго с его разнузданной «революционностью».

Вот тут, надо сказать, проняло всех. Богатейшая Катанга хранила в своих недрах 80% природных ресурсов Конго (нефть, алмазы, руды, ископаемые), и ее ежегодный экспорт приносил стране 3 миллиарда долларов. Без Катанги Конго было обречено на нищету и могло выжить только за счет помощи Запада. Не говоря уже о том, что разделение страны сулило полную анархию и гражданскую войну. А тут еще Чомбе разрешил Бельгии ввести в мятежную провинцию свои войска, чтобы защитить бельгийцев от насилия. Благодаря этому в Катанге установились относительные законность и порядок.

СССР начал немедля вопить, что на Конго опять напали «бельгийские колонизаторы». Запад же с полным на то основанием утверждал, что пожар в стране разжег Лумумба. Киншаса обратилась в ООН с жалобой на Чомбе. (А также тайно телеграфировала в СССР с просьбой о военной помощи). Вслед за Катангой отделилась и провинция Касаи. Её лидер Балонджи (тот самый, что уличал Лумумбу в получении денег от русских) объявил себя просто и незатейливо - императором. 14 июля Совет безопасности ООН выслушал бельгийского представителя Виньи, рассказавшего о насилии над его соотечественниками, и принял половинчатую резолюцию: бельгийские войска из Катанги вывести, но войска ООН ввести. Но Лумумбе этого было мало. Он немедленно разорвал дипломатические отношения с Бельгией и рвался не к миру, а к тому, чтобы уничтожить ненавистного Чомбе.

Бельгия послушалась ООН и вывела войска. Америка же отказалась посылать в Конго своих солдат. Президент Эйзенхауэр сказал, что великим державам следует воздержаться от военного участия в запутанном конфликте, и свое слово сдержал. Войска ООН, посланные в Конго, были составлены из солдат Индии, Пакистана, Ирландии, Швеции, Канады и 9 африканских стран. Если честно, то президент США не был бы огорчен, если бы с Лумумбой случилось бы что-нибудь непоправимое. Резидентура ЦРУ в Конго была готова «разобраться» с неистовым премьером - всего-то требовалось одобрение резидента. К несчастью тот оказался ревностным католиком и заявил, что его религиозные взгляды не позволяют совершать убийство. С ним, как это не звучит невероятно, посчитались в Вашингтоне (хотя по правде его стоило немедленно отдать под трибунал за такие штучки).

СССР продолжал громко кричать на всех углах о том, что Конго терзают колонизаторы. Либеральная французская газета «Ле Монд» писала: «Фактически, Советы проводят сейчас огромную политическую операцию. Представляя трагедию Конго как часть общего заговора американского империализма (хотя США отказались вступать в Конго даже в составе войск ООН), Россия, в чисто пропагандистских целях, занимается нагромождением постыдных небылиц ».

Под прикрытием этих небылиц Советский Союз, положивший глаз на богатства Катанги, начал тихо помогать Лумумбе. В августе ему прислали 100 военных грузовиков и 16 «Илов» с советскими экипажами. Один из этих самолётов был личным подарком Хрущева революционному премьер-министру. Председатель ООН Даг Хаммаршельд узнал об этом и потребовал от советского лидера объяснений. Припертый в угол советский посол в ООН не смутился и возразил, что посылка самолетов не противоречит резолюции Совета безопасности, а является гуманитарной помощью. С помощью советских летчиков, на этих «Илах» Лумумба перебросил свою армию в Касаи и учинил там жесточайшую резню, отомстив «императору» Балонджи. Помимо «подавления сепаратизма» в этом был еще и трайбалистский аспект - население провинции относилось к другому племени. Командовали же операцией офицеры из Чехословацкой народной армии.

Лумумба упивался властью. В газетах печатали по советскому образцу многочисленные коммюнике о том, какую провинцию посетил вождь, кто встречал и провожал его на аэродроме, как он беседовал с войсками и как его приветствия поднимали их дух. С президентом Касавубу он уже вообще не считался. ООН Лумумба обвинял в невнимании, Бельгию предавал анафеме, а Чомбе ненавидел лютой ненавистью. В принципе, Лумумба и был главным препятствием к замирению с Катангой. Не будь его в центральном правительстве, Чомбе, вероятнее всего, вернулся бы в состав Конго. Но Лумумба явно готовился к переброске своих солдат в Катангу на советских самолетах, присутствие которых Запад справедливо считал угрозой миру в Конго.

В итоге, президент Касавубу 5 сентября объявил по радио об изгнании Лумумбы и близких к нему шести министров из своего правительства - Европа вздохнула с облегчением. Касавубу сказал, что Лумумбу нельзя больше считать патриотом, и предрек, что тот своими действиями навлечет на себя гибель. Однако, Лумумба не собирался уходить, из-за чего в кабинете и парламенте тут же наступил раскол. Лумумба произносил речи, защищая и восхваляя Советский Союз, но при этом заявляя, что он вообще-то не коммунист, а совершенно нейтрален. В Конго воцарилось двоевластие,и наступил полный «беспредел». Президент Эйзенхауэр заявил: «США со всей серьезностью и прискорбием относятся к одностороннему вмешательству России, ухудшающему и без того тревожную обстановку, когда африканцы убивают друг друга. Политическое устройство республики Конго - это вопрос, который должны решить сами конголезцы мирным путем. Этому угрожают действия СССР, которые явно мотивированы лишь его собственными политическими планами в отношении Африки ».

В октябре Касавубу приказал полковнику Мобуту арестовать Лумумбу и посадить его под домашний арест. Русских и чехов выслали из страны, наступление на Катангу остановили. Чомбе простили и перестали считать изменником. В конце ноября ООН признала законной делегацию Конго под руководством Касавубу. Советский лидер Никита Хрущев со свойственной ему бесцеремонностью, обозвал за это генсека ООН Хаммаршельда «лакеем Вашингтона».

Сиди Лумумба спокойно дома и дожидайся посланцев ООН для переговоров, все могло бы обойтись для него благополучно - в конце концов, ну проиграл политик, с кем не бывает. Но 28 ноября он сбежал из-под ареста и направился в Стэнливиль. Причем ехал с кортежем, с женой и сыном, в нескольких машинах, а по пути останавливался для бесед с населением. Немудрено, что его без труда поймали. Касавубу еще пытался его как-то образумить, вести переговоры, предлагал ему пост заместителя премьера, но получил гордый отказ и обвинения в предательстве интересов Конго. 2 декабря Лумумбу доставили в столицу. Индийский генерал из войск ООН не стал вмешиваться в конфликт между Касавубу и Лумумбой - ведь Лумумба сам c бежал из-под его охраны. А 17 января 1961 года Лумумбу, на его несчастье, выдали Катанге. Естественно, трудно было ожидать, что в руках своего злейшего врага он останется в живых. Кто именно и как его убил, неизвестно. Официальная версия была - «при попытке к бегству». Но в итоге Чомбе в глазах всего мира превратился в злодея, а Лумумба в мученика. Уже позже выяснилось, что его труп было приказано уничтожить, чтобы не оставить никаких следов. Приказ выполнил простой честный бельгиец Жерар Соэте, рассказывавший впоследствии: « Мы расчленили тело на куски, череп растворили в кислоте, а всё остальное сожгли ». Как ни забавно, но ЦРУ не только не было причастно к убийству, но и вообще не знало о доставке Лумумбы в Катангу - не стоит преувеличивать размах деятельности этой конторы в Африке в то время.

Конго (после 1965 года страна несколько раз меняла свое название) осталось нищей и отсталой страной. Одно время на Западе бытовала точка зрения, что может быть, надо было отдать Конго «красным», а вместе с этим и Руанду с Бурунди. Эти страны были так далеки от капитализма и западной цивилизации, что даже коммунисты обломали бы об них зубы.

Интересный факт - официально Лумумба был провозглашен национальным героем Конго в 1966, а несколько позже даже назвали в честь него город Лумумбаши. А имя Лумумбы было присвоено Университету дружбы народов в 1961 (!) - за 5 лет до этого. В Конго пять лет не знали, что он герой. А в Москве уже знали...

Благодарим за помощь в написании статьи, одного из лучших специалистов по Африке в нашей стране - Сергея Карамаева.

Патрис Эмери Лумумба (Patrice Emery Lumumba) родился 2 июля 1925 года в деревне Оналуа провинции Касаи, входившей в состав тогдашнего Бельгийского Конго (ныне Демократическая Республика Конго), в крестьянской семье.

Учился в католической миссионерской школе. В возрасте тринадцати лет перешел в протестантскую школу, где обучался профессии фельдшера. За год до окончания обучения ему пришлось оставить школу. После этого скитался по стране, брался за любую работу, затем устроился в контору горнопромышленного общества в городке Кинду.

Окончил школу железнодорожного движения в городе Альбертвиле (ныне Калима), в которой учился заочно. Посещал вечерние курсы, где читали философию, историю и литературу.

В 1947 году Лумумба в столице колонии Леопольдвиль (ныне Киншаса) поступил в школу почтовых служащих, после окончания которой получил работу на почте в Стэнливиле (ныне Кисангани).

Одновременно с работой он изучал политэкономию, юриспруденцию и новейшую историю Африки, поступил на заочное отделение одного из высших учебных заведений Европы.

В Стэнливиле Лумумба вплотную занялся общественно-политической деятельностью, возглавив Содружество почтовых работников и Ассоциацию конголезского персонала Восточной провинции. Выступал с многочисленными статьями в конголезской прессе.

В 1955 году Патрис Лумумба был представлен бельгийскому королю Бодуэну, совершавшему трехнедельную поездку по Конго.

В 1956 году по приглашению бельгийского министерства по делам колоний в числе группы конголезцев посетил Бельгию, но по возвращении был арестован по обвинению в растрате государственных денег. Выйдя из тюрьмы, в 1957 году работал на пивоваренном заводе.

В 1958 году основал патриотическую партию Конголезское национальное движение (МНК) и был избран ее председателем. В декабре 1958 года возглавлял делегацию Конго на конференции народов Африки в Аккре (Гана).

В ноябре 1959 года был арестован колониальными властями и приговорен к шести месяцам тюрьмы; освобожден под давлением народных масс.

В январе — феврале 1960 года возглавлял делегацию МНК на конференции "Круглого стола" в Брюсселе (Бельгия), которая приняла решение о провозглашении независимости Конго.

30 июня 1960 года Республика Конго обрела независимость от Бельгии, а Патрис Лумумба занял пост премьер-министра страны. Он обнародовал программу, предусматривавшую проведение политики позитивного нейтралитета, ограничение произвола иностранных компаний, создание нового государственного аппарата и армии и т.д.

В сентябре 1960 года после военного переворота Лумумба был отстранен от власти и находился под надзором полиции в своей правительственной резиденции.

В ночь на 27 ноября 1960 года он тайно выехал из Леопольдвиля в Стэнливиль, однако был схвачен (1 декабря 1960 года) и 17 января 1961 года убит в Катанге.

Патрис Лумумба был женат. В семье родились пятеро детей, младшая дочь умерла в младенчестве.

22 февраля 1961 года Университету дружбы народов в Москве было присвоено имя Патриса Лумумбы (5 февраля 1992 года решением правительства РФ переименован в Российский университет дружбы народов).

В 1966 году Лумумба был официально провозглашен национальным героем Конго.

Его смерть разожгла возмущение международной общественности. Расследованием обстоятельств гибели Лумумбы занимались комиссия ООН, комиссия сената США, десятки журналистов и исследователей. Долгое время считалось, что главными виновниками расправы над Лумумбой были конголезские власти в Леопольдвиле и Катанге. В 1999 году бельгийский журналист Людо де Витте (Ludo De Witte) выпустил книгу "Убийство Лумумбы" (The Assassination of Lumumba), где на основе найденных им архивных документов доказал, что конголезские враги Лумумбы были исполнителями воли и планов высшего руководства Бельгии.

В 2000 году по решению бельгийского парламента была создана официальная комиссия "для расследования обстоятельств убийства Патриса Лумумбы и возможного участия в этом бельгийских политиков".

В 2002 году комиссия пришла к выводу, что Бельгия несет "моральную ответственность" за его физическое устранение, поскольку бельгийские военные проводили подготовку конголезских сепаратистов. Ги Верхофстадт, занимавший в то время пост премьера Бельгии, принес официальные извинения Конго.

Федеральная прокуратура Бельгии приняла к рассмотрению жалобу вдовы и сыновей Патриса Лумумбы, которые потребовали расследовать причастность бельгийских политиков к его убийству в 1961 году. Жалоба была подана в июне 2011 года. Полтора года потребовалось для того, чтобы установить, соответствует ли жалоба критериям бельгийского закона о так называемой "универсальной компетенции" правосудия в отношении военных преступлений и преступлений против человечности.

Долгое время считалось, что за убийством Патриса Лумумбы также стояли иностранные спецслужбы. некоторые СМИ сообщали, что ЦРУ планировало совершить на Лумумбу покушение, однако позднее планы были отвергнуты.

Газета Telegraph (Великобритания) со ссылкой на лорда Дэвида Эдварда Ли распространила информацию о том, что факт причастности британской разведки к убийству Лумумбы был подтверждён работавшей на MИ6 баронессой Дафни Парк. С 1959 по 1961 годы она была консулом и первым секретарем в Леопольдвиле, что на практике означало (и было позднее подтверждено) — главой MИ6 там. Однако представитель британского посольства в Москве сообщил, что правительство Великобритании не давало санкций на устранение Патриса Лумумбы.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Кто это - Патрис Лумумба? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно как следует покопаться в истории Конго середины прошлого века. Вскоре после провозглашения конголезской независимости в 1960 году в армии вспыхнул мятеж, ознаменовавший начало кризиса в Конго. Патрис Лумумба обратился к Соединенным Штатам и Организации Объединенных Наций с призывом оказать помощь в борьбе с угрозой. Но они отказались помогать Конго, и поэтому Лумумба обратился к Советскому Союзу. Это привело к росту противоречий с президентом Джозефом Каса-Вубу и начальником генштаба Джозефом-Дезире Мобуту, а также с Соединенными Штатами и Бельгией.

Жизнь Патриса Лумумбы закончилась весьма трагично. Он был заключен в тюрьму государственными властями во главе с Мобуту (своим бывшим сторонником) и казнен через расстрел под командованием властей Катангана. После своей смерти он широко воспринимался как мученик, павший во имя идеалов панафриканского движения.

Молодость и начало карьеры

Биография Патриса Лумумбы началась 2 июля 1925 года. Он родился в семье фермера Франсуа Толенге Отетсиме и его жены Жюльены Вамато Ломенджа в Оннале, в регионе Катакокомбе провинции Касаи Бельгийского Конго. Он был членом этнической группы Tetela и родился с именем Élias Okit"Asombo. Его оригинальная фамилия переводится как «наследник проклятого» и происходит от слов языка тетэлы okitá / okitɔ («наследник, преемник») и асомбо («проклятые или околдованные люди, которые скоро умрут»). У него было трое родных братьев (Ян Кларк, Эмиль Калема и Луи Онема Пене Лумумба) и один сводный брат (Толенга Джин). Воспитываясь в католической семье, он получил образование в начальной школе для протестантов, в католической миссионерской школе и, наконец, в государственной школе почтовых отделений, где он с отличием окончил годичный курс обучения. Лумумба владел языками тетела, французском, лингала, суахили и тшилуба.

Выходя за пределы своих регулярных школьных и университетских занятий, юный Патрис Лумумба проявлял интерес к идеям Просвещения, читая Жан-Жака Руссо и Вольтера. Он также любил Мольера и Виктора Гюго. Он писал стихи, и у многих его произведений была антиимпериалистическая тема. Краткая биография Патриса Лумумбы могла бы быть выражена в простом перечислении главных событий: учеба, работа, приход к власти и казнь.

Он работал в Леопольдвилле и Стэнливилле в качестве почтового клерка и в качестве продавца пива. В 1951 году он женился на Полине Огангу. В 1955 году Лумумба стал региональным главой церквей Стэнливиля и вступил в Либеральную партию Бельгии, где редактировал и распространял партийную литературу. После ознакомительной поездки в Бельгию в 1956 году он был арестован по обвинению в хищении из почтового отделения. Он был осужден на год тюремного заключения и должен был выплачивать штраф.

Лидер конголезских националистов

После своего освобождения 5 октября 1958 года он принял участие в создании Партии национального конголезского движения (MNC) и быстро стал лидером организации.

MNC, в отличие от других конголезских партий, не опирался на определенную этническую основу. Это способствовало созданию платформы, которая включала независимость, постепенную африканизацию правительства, государственное экономическое развитие и нейтралитет в иностранных делах. Сам Лумумба имел большую популярность благодаря своей личной харизме, отличным ораторским навыкам и идеологической изощренности. Это позволило ему обрести большую политическую автономию, чем его современники, зависящие от Бельгии.

Страна Патриса Лумумбы была на пороге провозглашения независимости. Сам он в то время был одним из делегатов, который представлял МНК на Всеафриканской конференции в Аккре, Гана, в декабре 1958 года. На этой международной конференции, организованной президентом Ганы Кваме Нкрума, Лумумба еще больше укрепил свои панафриканские убеждения. Нкрума был очень впечатлен интеллектом и способностями Патриса Лумумбы.

В конце октября 1959 года Лумумба, будучи руководителем организации, был арестован за разжигание антиколониального бунта в Стэнливилле. 30 человек были убиты в тот день. Молодой политик был приговорен к 69 месяцам лишения свободы. Дата начала судебного разбирательства -18 января 1960 года -была первым днем ​​Конголезской конференции «за круглым столом» в Брюсселе, и на ней окончательно определялось будущее Конго.

Несмотря на тюремное заключение Лумумбы в то время, МНК выиграла убедительное большинство на декабрьских местных выборах в Конго. В результате сильного давления со стороны делегатов, недовольных судебным процессом над Лумумбой, он был освобожден и допущен к участию в брюссельской конференции.

Независимость Конго

Конференция завершилась 27 января декларацией независимости Конго и установила 30 июня 1960 года как дату независимости, объединенную также с первыми в конголезской истории общенациональными выборами, которые прошли с 11 по 25 мая 1960 года. На них МНК получила большинство голосов. Родина Патриса Лумумбы получила независимость, а его партия стала правящей.

За шесть недель до даты независимости Вальтер Ганшоф ван дер Меерш был назначен министром африканских дел Бельгии. Он жил в Леопольдвилле, фактически став резидентом Бельгии в Конго, управляя ей совместно с генерал-губернатором Хендриком Корнелисом.

Приход к власти

На следующий день Патрис Лумумба был назначен бельгийцами особым информатором, и ему было поручено рассмотреть возможность формирования правительства национального единства, в которое вошли политики с широким кругом взглядов. 16 июня было крайним сроком его формирования. В тот же день, когда Лумумбу назначили премьер-министром, была создана ​​парламентская оппозиционная коалиция. Первоначально Лумумба не смог установить контакт с членами оппозиции. В конце концов несколько оппозиционных лидеров были делегированы на встречу с ним, но их позиции и взгляды никак не изменились. 16 июня Лумумба сообщил о своих трудностях бельгийскому наместнику Ганшофу, который продлил срок формирования правительства и пообещал выступать в качестве посредника между лидером МНК и оппозицией. Однако как только он вступил в контакт с оппозиционным руководством, он был впечатлен их упрямством и неприятием фигуры Лумумбы. К вечеру миссия Лумумбы показывала еще меньше шансов на успех. Ганшоф считал, что роль информатора в Адуле и Каса-Вубу продолжает увеличиваться, но сталкивается с растущим давлением со стороны бельгийских и умеренных конголезских советников, желающим положить конец назначению Лумумбы.

Правление

День независимости и три дня, которые последовали за ним, были объявлены национальным праздником. Конголезцы были опьянены торжествами, проходящими в относительном мире и спокойствии. Между тем офис Лумумбы просто кипел от активности. Разнообразные группы людей - как конголезцев, так и европейцев - в спешке делали свою работу. Некоторые получали конкретные поручения от имени Патриса Лумумбы, хотя иногда и без прямого разрешения со стороны других ветвей власти. Многочисленные конголезские граждане приходили к Лумумбе, жалуясь на различные проблемы социально-экономического характера. Лумумба, в свою очередь, был озабочен в основном большим графиком приемов и церемоний.

Фото Патриса Лумумбы того времени зафиксировали на его лице характерную задумчивость и напряженность. 3 июля он объявил об общей амнистии заключенных, которая так никогда и не осуществилась. На следующее утро он созвал Совет министров для обсуждения беспорядков среди войск Публичной группы. Многие солдаты надеялись, что независимость приведет к немедленным действиям и материальным выгодам, но были разочарованы медленными темпами реформ Лумумбы. Ранжирование показало, что конголезский политический класс, особенно министры в новом правительстве, обогащались, не улучшая ситуацию в войсках.

Многие из солдат также устали от поддержания порядка во время выборов и участия в празднованиях независимости. Министры решили создать четыре комитета для изучения и, как следствие, реорганизации администрации, судебной системы и армии, а также принятия нового закона для государственных служащих. Все должны были уделять особое внимание прекращению расовой дискриминации. Парламент собрался, чтобы впервые после обретения независимости принять свои первые официальные законодательные акты путем голосования, увеличив зарплаты своих членов до 500 000 конголезских франков. Лумумба, опасаясь, что последствия будут связаны с бюджетом, был одним из немногих, кто возражал против принятия актов, назвав этот поступок парламентариев «губительной глупостью».

Попытка военного мятежа

Утром 5 июля генерал Эмиль Янссен, командующий Публичными войсками, в ответ на растущее волнение среди конголезских солдат, собрал все дежурные войска в лагере Леопольда II. Он потребовал, чтобы армия сохраняла свою дисциплину. В тот вечер конголезское правительство уволило ряд офицеров в знак протеста против Янссена. Последний предупредил об этом резервный гарнизон лагеря Харди, находящийся в 95 милях от Тисвилла. Офицеры попытались организовать конвой, чтобы отправить подмогу в лагерь Леопольда II с целью восстановить порядок, но люди в лагере взбунтовались и захватили оружейный склад. Подобные кризисы были частым явлением во время правления Патриса Лумумбы.

9 августа Лумумба объявил чрезвычайное положение на всей территории Конго. Затем он издал несколько спорных указов, пытаясь укрепить свое господство на политической арене страны. Первый указ объявил вне закона все объединения и ассоциации, не получившие государственного одобрения. Второй утверждал, что правительство имеет право запрещать любые публикации, в которых содержатся материалы, наносящие вред правительству.

11 августа «Африканский курьер» напечатал редакционную статью, в которой говорилось, что конголезцы не хотят «подпадать под второй вид рабства», имея в виду деятельность Патриса Лумумбы. Редактор газеты был арестован и четыре дня спустя прекратил публикацию ежедневной газеты. Ограничения прессы вызвали волну суровой критики со стороны бельгийских СМИ. Лумумба также постановил о национализации всей бельгийской собственности в стране, создав Конголезский конгресс по делам прессы в качестве средства для информационной борьбы с оппозицией и пропаганды своих собственных идей. 16 августа Лумумба объявил о формировании в течение шести месяцев военной милиции, подразумевая также создание военных трибуналов.

Роковая ошибка

Лумумба немедленно приказал конголезским войскам под началом Мобуту подавить восстание в Южном Касае, где находились стратегические железнодорожные линии, которые были бы необходимы для кампании в Катанге. Операция прошла успешно, но вскоре конфликт перешел в этническое насилие. Армия стала виновником массовых убийств мирных жителей, принадлежавших к народу луба. Люди и политики Южного Касая возложили всю ответственность на преступления армии лично на премьер-министра Лумумбу. Каса-Вубу публично объявил, что только федералистское правительство может обеспечить мир и стабильность в Конго, нарушив слабый политический альянс, гарантировавший относительную стабильность в молодой африканской стране. Целые народы восстали против некогда обожаемого премьер-министра, а католическая церковь открыто критиковала его правительство.

Смерть Патриса Лумумбы

17 января 1961 года Лумумба был принудительно задержан перед полетом в Элизабетвиль. По прибытии он и его сторонники были арестованы в доме Браувеза, где их жестоко избивали и пытали катанганы совместно с бельгийскими офицерами, в то время как президент Цомбе и его кабинет решали, что же с ним делать.

В ту же ночь Лумумбу отвезли в изолированное место, где были собраны три стрелковых отряда. Бельгийская комиссия по расследованию установила, что казнь была проведена властями Катанги. Она также сообщила, что при этом присутствовали президент Цомбе и два других министра, а четыре бельгийских офицера находились под командованием властей Катангана. Лумумба, Мполо и Окито были выстроены в линию напротив дерева и убиты единичными выстрелами в голову. Считается, что казнь произошла 17 января 1961 года, между 21:40 и 21:43 (согласно бельгийскому докладу). Бельгийцы и их коллеги позже хотели избавиться от тел и сделали это, выкапывая и расчленяя трупы, затем растворяя их в серной кислоте, в то время как кости были измельчены и разбросаны по окрестностям.

Политические взгляды

Лумумба не поддерживал какую-либо единую политическую или экономическую платформу, будь то капитализм или социализм. Он был первым конголезцем, который сформулировал национальную миссию Конго, которая противоречила традиционным бельгийским взглядам на колонизацию, подчеркнув страдания коренного населения под европейским правлением. Он сформулировал идею конголезского национального единства вне зависимости от многочисленных этнических групп, населяющих государство, предложил основу для национальной идентичности, основанной на тиражировании идей колониальной виктимизации, национального достоинства, гуманности, силы и единства. Этот гуманизм также включал ценности эгалитаризма, социальной справедливости, свободы и признания основных прав человека.

Лумумба рассматривал государство как позитивный источник и одобрял его вмешательство в жизнь конголезского общества, считая его необходимым для обеспечения равенства, справедливости и социальной гармонии.

Личная жизнь

Семья Патриса Лумумбы активно участвует в современной конголезской политике. Патрис Лумумба был женат на Полине Лумумбе и имел с ней пятерых детей. Франсуа был старшим из них, за ним следовали Патрис Юниор, Жюльен, Роланд и Ги-Патрис Лумумба. Франсуа было 10 лет, когда был убит Патрис. Перед своим заключением Патрис организовал для своей жены и детей переезд в Египет.

Самый младший сын Лумумбы, Ги-Патрис, родившийся через шесть месяцев после смерти отца, был независимым кандидатом в президенты на выборах 2006 года, но получил менее 10% голосов. Семья Патриса Лумумбы является одной из самых известных семей в Конго.

ПАТРИС ЛУМУМБА
Патрис Лумумба , род. 2.07.1925, умер 17.01.1961, государственный и политический деятель, первый премьер-министр Республики Конго (со столицей в Киншасе, ныне Демократическая Республика Конго).

Патрис родился 2 июля 1925 г. в небольшой деревушке Оналуа в провинции Касаи, входившей в состав тогдашнего Бельгийского Конго, в семье крестьянина-бедняка народности батетела. В 1936 г. Патрис был отдан в католическую миссионерскую школу. В то время как отец хотел видеть сына церковным служителем, родной дядя мальчика, сержант колониальных войск, настаивал на военной карьере. Однако юный Патрис не выбрал ни то ни другое и в 13 лет самостоятельно поступил на курсы санитаров.

Патрис попал в число "эволюэ" (в переводе с французского - развитый, приобщившийся к цивилизации) - так бельгийцы называли африканцев, получивших начальное или среднее образование. Он участвовал в поощрявшихся бельгийцами в 40-е гг. кружках образованных граждан, в которых эволюэ вместе с европейцами могли обсуждать проблемы культуры, международной политики, вопросы дальнейшего развития колонии. Обстановка на этих неформальных собраниях была непростой, позже Лумумба напишет о том, что "на каждой встрече, в ходе каждой дискуссии чувствовался расизм, готовый вот-вот прорваться в выступлениях как европейцев, так и конголезцев".

В 1946 г. Лумумба приехал в столицу колонии Леопольдвиль (нынешняя Киншаса) и поступил в школу почтовых служащих, после окончания которой получил работу в Восточной провинции. Труд почтового служащего и писаря не мешал изучению политэкономии, юриспруденции, новейшей истории Африки, и через несколько месяцев появилась возможность осуществить заветную мечту - поступить в вуз. Лумумба стал студентом заочного отделения Антверпенского юридического института. В Стэнливиле, главном административном центре Восточной провинции, Лумумба развернул активную общественно-политическую деятельность, возглавив Содружество почтовых работников и Ассоциацию конголезского персонала для Восточной провинции.

Выбери Лумумба карьеру чиновника колониальной администрации, он мог бы считать своим звездным часом июнь 1955 г., когда молодой журналист и общественный деятель был представлен лично бельгийскому королю Бодуэну, совершавшему трехнедельную поездку по Конго. В беседе с монархом, к которому Лумумба, по собственному признанию, в то время испытывал глубокое уважение, он прямо поставил вопрос о необходимости легализации деятельности африканских общественно-политических организаций в Бельгийском Конго, как это уже имело место в соседних колониях Англии и Франции. Собеседник произвел впечатление на короля и через год был приглашен в Бельгию. В Брюссель Лумумба повез рукопись своей первой книги с характерным названием "Конго: земля будущего под угрозой?", содержавшей анализ социально-экономического и политического положения колонии и критику расовой сегрегации. По возвращении из Брюсселя Лумумба был сразу же, при таможенном досмотре, арестован - по быстро сфабрикованному обвинению в растрате государственных денег ("Я думал, что умру от стыда", - напишет он позже).

Выйдя из тюрьмы, Лумумба, чей авторитет благодаря репрессиям лишь возрос, возглавил работу по созданию общенациональной партии. Лумумба пришел к выводу об утопичности идеи создания "Бельгийско-конголезского сообщества", которую он отстаивал в своих ранних статьях. В октябре 1958 г. он был избран лидером новой политической партии - Национального движения Конго (НДК), вскоре ставшей самой массовой независимой общественной силой страны и заявившей своей целью немедленное, без всяких условий, предоставление независимости.

Лумумба прилагал большие усилия, чтобы организовать НДК по типу национального фронта. И это ему удавалось - влияние партии росло. Как неоднократно замечал по этому поводу бельгийский министр по делам Африки Гансхоф ван дер Мерш, "уместно напомнить, что партия имеет доминирующие позиции благодаря личности ее лидера Патриса Лумумбы". Популярность Лумумбы пугала бельгийцев. После стэнливильского конгресса НДК, сопровождавшегося массовыми демонстрациями поддержки в окрестных деревнях и завершившегося 30 октября 1959 г., Лумумба был арестован и приговорен к 6 месяцам тюрьмы "за подстрекательство к общественным беспорядкам". В тюрьме Лумумба узнал о начавшейся в январе 1960 г. Брюссельской конференции "круглого стола", на которой бельгийское правительство совместно с лидерами основных политических партий и группой традиционных вождей хотело определить будущее Конго. Делегация НДК, к которой присоединилось большинство конголезских представителей, единогласно отказалась от участия в конференции, пока лидер партии находится в тюрьме. Бельгийцы не ожидали такой общенациональной солидарности и были вынуждены отступить. Когда Лумумбу спешно освободили и доставили в Брюссель, на его руках были еще видны следы наручников. Единодушие конголезцев вынудило бельгийское руководство согласиться с точной датой провозглашения независимости Конго - 30 июня 1960 г. Раскол среди конголезцев произошел по другому вопросу. Лидер региональной партии "Конакат" (провинция Катанга) Моиз Чомбе, лунда по национальности, при поддержке бельгийцев выступил за федеративное устройство страны, в то время как НДК во главе с Лумумбой отстаивала унитарное устройство государства. Разделение страны на федерацию этнических районов представлялось Лумумбе катастрофой, он считал это "реакционным сепаратизмом". В конечном итоге на конференции победила точка зрения Лумумбы, был зафиксирован унитарный принцип государственного устройства в сочетании с широкой автономией провинций. Однако Бельгия оставила за собой право координировать военную помощь, предоставляемую Республике Конго, а также выступать арбитром в конфликтах между центральными и провинциальными органами власти. Тем самым под суверенитет и территориальную целостность Конго была заложена бомба, которая не замедлила взорваться вскоре после того, как в июне 1960 г. Патрис Лумумба возглавил коалиционное правительство страны. В этом правительстве пост министра иностранных дел достался "человеку Чомбе" - Бомбоко, представителю партии "Конакат". Одновременно на заседании обеих палат парламента президентом Конго был избран Жозеф Касавубу, лидер другой этническо-региональной группировки - партии "Абако", выражавшей интересы народности баконго. Лумумба, по-видимому, искренне верил в то, что на базе коалиционного руководства можно достигнуть согласия даже с наиболее упорными оппонентами идеи унитарного государства.

Выдвинутый Лумумбой проект экономического развития предусматривал создание сильного госсектора, что стало еще одним камнем преткновения во взаимоотношениях с Западом и региональной оппозицией. При этом Лумумба остужал горячие головы сторонников широкой национализации из своего окружения.

Оппозиция правительству сразу проявилась в Конголезской национальной армии (КНА), во главе которой стоял бельгийский генерал Янсенс. Премьер сместил главкома, назначив на его пост сержанта из числа конголезцев (офицеров-конголезцев тогда вообще еще не было), которому было присвоено звание генерала; начальником генерального штаба также стал сержант Жозеф Дезире Мобуту, срочно произведенный в полковники. Мобуту ранее в составе делегации НДК принимал участие в заседаниях Конференции "круглого стола" в Брюсселе и показал себя горячим сторонником Лумумбы. Было объявлено о присвоении конголезцам - сержантам и солдатам - воинских званий. После этого в армии усилились волнения, вызванные недовольством офицеров-европейцев, не желавших уступать свои места конголезцам.

В такой ситуации в ночь с 7 на 8 июля расквартированные в Конго бельгийские войсковые подразделения при помощи отрядов белых наемников начали боевые действия против законного правительства страны. 11 июля Чомбе ввел чрезвычайное положение в Катанге и провозгласил провинцию "полностью независимым государством". Одновременно он объявил Лумумбу "агентом международного коммунизма". В тот же день правительство СССР заявило о "тяжелой ответственности, которая ложится на руководящие круги западных держав, развязавших вооруженную агрессию в Конго", и потребовало немедленного ее прекращения. В сложившейся ситуации Лумумба и Касавубу обратились к генсеку ООН Хаммаршельду с просьбой о военной помощи. Однако прибывшие вскоре в Конго "голубые каски", в сущности, сыграли роль троянского коня. Они ни в коей мере не препятствовали бельгийским парашютистам держать под контролем захваченные ими ранее стратегические объекты.

В разгар конголезского кризиса Лумумба получил приглашение посетить США. Поездка началась с посещения ООН. Однако Хаммаршельд ограничился завтраком в честь Лумумбы и вскоре вылетел в Конго, даже не обсудив с премьером этой страны план действий "голубых касок". И вообще он больше ни разу не встречался с Лумумбой. Переговоры с госсекретарем США Гертером и его заместителем Диллоном оказались бесплодными. "Они считают меня коммунистом, потому что я не позволил империалистам подкупить себя", - говорил Лумумба в интервью "Франс суар", подчеркивая, что "правительство Конго не желает исповедовать никакой импортной идеологии и добивается лишь всестороннего освобождения своей страны". 5 сентября 1960 г. президент Касавубу заявил о смещении Лумумбы и назначении на пост премьера "более лояльного по отношению к Западу" Жозефа Илео. Парламент осудил антиконституционные действия президента, выразив поддержку законному премьеру. Начальник генштаба полковник Мобуту, в свою очередь, выждав пять дней, начал разоружение сторонников Лумумбы. 14 сентября Мобуту совершил открытый военный переворот и взял власть в свои руки. Наиболее подробно механизм, который был запущен для устранения с политической арены и физической расправы над Патрисом Лумумбой, был раскрыт в проведенном сенатской комиссией США в 1975 г. расследовании деятельности американских спецслужб, в том числе участия ЦРУ в событиях в Конго. Примечательно, что Аллен Даллес в бытность свою директором ЦРУ безапелляционно характеризовал Лумумбу как личность "вроде Кастро или даже похуже".

Лумумба находился под домашним арестом. С помощью одного из советников посольства ОАР удалось нелегально переправить в Каир сыновей Лумумбы Франсуа и Патриса и дочь Жюлиану. Младший сын, Ролан, остался с родителями. Однако когда в ноябре 1960 г. преждевременно родилась и вскоре умерла младшая дочь Лумумбы Кристина, сам Лумумба обратился к администрации ООН с просьбой дать ему возможность вылететь в родные места, чтобы похоронить ребенка по национальному обычаю на родной земле, но получил отказ. Тем не менее Лумумба и его жена Полин решили рискнуть. Но возле Стэнливиля по приказу Мобуту отстраненный премьер был арестован. Он содержался в военном лагере в городе Тисвиль, куда были также доставлены председатель сената Окито и министр по делам молодежи Мполо.

14 декабря 1960 г. друг Лумумбы Антуан Гизенга, бывший его заместителем по кабинету министров и сформировавший в Стэнливиле антимобутовское правительство, телеграфировал Хрущеву, взывая о срочной помощи: "Посадка ваших самолетов в Стэнливиле будет обеспечена. Предупредите нас о дне и часе прилета. Просим обеспечить по возможности внеочередное рассмотрение этой просьбы. Просим ответить нам в Стэнливиль не позднее чем через два дня, иначе попадем в плен". Москва успела установить отношения с правительством Гизенги и начала оказывать ему помощь, несмотря на огромные расстояния, противодействие Запада и негативную роль ооновской администрации в Конго.

Между тем Лумумбе оставалось жить считанные дни. 17 января 1961 г. Лумумба, Окито и Мполо были отправлены в Катангу. В 1965 г. в журнале "Жен Африк" была опубликована фотокопия приказа Чомбе от 17 января 1961 г. казнить "трех политических заключенных". Как стало известно из заключения Комиссии ООН, приговор был приведен в исполнение в тот же день.

В последнем письме, отправленном жене из тисвильского лагеря, Патрис Лумумба размышлял о пройденном пути: "Единственное, что мы хотели для своей страны, - это права на достойное человека существование, на достоинство без лицемерия, на независимость без ограничений".